Как помочь ребёнку заговорить (часть 2)


После долгожданного появления малыш на свет, родители мечтают о времени, когда их карапуз сам будет топать ножками и произнесет первые слова.
И, если с моторными навыками примерно всё понятно, то развитие речевых способностей, во многом зависит от старания родителей.

 Продолжаем разбираться: как можно дать ребёнку коммуникативный «толчок».

Совет 1 - Включите режим радио, т.е. много и часто разговаривайте с малышом! Разговаривайте даже с новорожденным. Когда беседуете с ребёнком: старайтесь установить зрительный контакт- глаза в глаза; голос должен быть достаточно громким; говорить нужно в медленном темпе, плавно, протяжно, напевно; новое незнакомое слово повторяйте несколько раз; дайте крохе потрогать пальчиками ваши губки, он может заинтересоваться вашими зубами, языком, пусть исследует! Во время самостоятельных игр, проговаривайте вслух все действия малыша, описывайте игрушки (цвет, форму, величину), произносите фразы от имени какой-нибудь игрушки, разыгрывайте сценки.

Совет 2-Уберите со своего лексикона слова «повтори», «скажи», они могут раздражать, вызывать речевой негативизм, капризы.

Совет 3- Будьте эмоциональны! На любые звуковые проявления ребенка реагируйте восторженно, радостно, «поддержите» беседу, даже если вы не понимаете, о чём сейчас он хочет вам рассказать, скажите ему: «Ого»! «Вот это да», «Здорово»!...»

Совет 4-Слушайте детские песни, пойте сами, а потом вместе с малышом; прослушивайте детские произведения; создайте совместный сборник детских песен и любимых аудиосказок.

Совет 5 -Играйте в «Незнайку-непонимайку». Прекратите понимать жесты- это стимулирует ребенка к разговору. Если он просит что-то, показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете, только не долго, не нужно доводить его до слез. Войдите в диалог, задайте наводящие вопросы, и карапуз вам попробует объяснить. Вскоре у него придет понимание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Совет 6– Развивайте слуховое восприятие. Играя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – скрип снега, шум ветра, на звуки, которые издают животные и птицы (собака лает, кот мяукает, ворона каркает…). Находясь в квартире, прислушайтесь к тиканью часов, звону посуды, шуму воды, свисту чайника. Спросите: «Найди, что тикает (шумит и т. д.)?»

Совет 7- Вызывайте звукоподражания. Связывайте действие с игрушками с гласный или согласный звуками. Например, стучим молоточком-Т-Т-Т, заводим машину-В-В-В (слегка нажимаем указательным пальцем на нижнюю губку свою, потом малыша) ,Ф-Ф-Ф-задуваем огоньки на ёлочке.

Совет 9- Купите или распечатайте наборы предметных карточек (звери, игрушки, овощи, фрукты, одежда... ). Показывая картинку (например, кошку), произнесите: «Мяу!», а потом спросите, как она «говорит». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку: «Как говорит кошка? Гав-гав!»-это рассмешит малыша и заставит задуматься.

Совет 8 –Сделайте фото с ребёнком(мамой, папой, сестрой, братом, бабушкой, дедушкой), где он ест, пьёт, бежит, идёт, танцует, умывается…Пусть малыш сначала покажет пальчиком, где он (мама, папа, баба, деда) пьёт, танцует и т.д. А затем можно составлять небольшие предложения: « Вот Ваня», «Это мама», «Папа ест», «Баба идёт»…

Совет 10- Устраивайте театрализованные представления, используя куклы би-ба-бо, или распечатайте героев сказок и надевайте их на пальчики. Разыгрывая историю, передавайте интонацию: мышка пищит, медведь говорит низким голосом, барашек испуганно блеет. Если кроха ещё не говорит, он может просто показывать действия: зайчик прыгает, медведь переваливается и т.п.

Помните, что родители могут сделать несравнимо больше, чем самый высококлассный специалист, но только регулярные занятия с ребёнком могут принести положительный результат. Занимайтесь вместе и с удовольствием, и пусть ваши дети говорят правильно!


Логопед Ишметова М.А.