Как помочь ребёнку заговорить (часть 1)
Часто бывает, что современные родители ищут информацию о развитии малыша в интернете, и выясняют, что ребёнок в год должен говорить 10 слов, в два года – 200, а в 3 года-1000 слов. Невольно начинают закрадываться мысли о том, что у любимого малыша есть проблемы с речью.
Что делать? Подруга советует ждать 3-х лет, потом сам заговорит, бабушка предполагает: «Перерастет», а соседка утверждает: «В детском саду разговорится!».
Если же вы не хотите ждать, когда все образуется само собой, то есть для вас несколько полезных советов, которые помогут решить эту проблему.
Совет 1- Выберите место для занятий, большинство мам для этой цели трансформируют стульчик для кормления.
Совет 2- Выделитевремя для занятий. Запланируйте их в общем распорядке дня, лучше , чтобы они проходили в первую половину. Помните, только регулярные занятия с ребёнком могут принести положительный результат.
Совет 3 - Больше читайте. Приучите кроху к ежедневному чтению книг. Читая, перед последним словом, делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить звук, слог или слово, рассматривайте вместе картинки, задавайте малышу вопросы (если карапуз молчит, сами на них отвечайте). Сказка на ночь, действует как волшебная таблетка.
Совет 4 - Не упрощайте. Не нужно говорить с малышом на его языке. После года старайтесь говорить с ребёнком как со взрослым.
Совет 5 - Повторяйте много раз. Новые незнакомые слова маленький должен услышать несколько раз (от 10 до 120!), для того ,чтобы это слово появилось у него в активной речи.
Совет 6-Используйте парентез - это форма речи, привлекательна для уха ребенка. Родители по всему миру говорят с детьми, используя высокую тональность голоса и напевность гласных звуков. Такая речь гораздо легче для понимания крохи, (вспомните, как вам становится легче понять иностранный язык, когда человек начинает говорить медленно, так и ребёнку).
Совет 7 – Создавайте специальные ситуации. Чаще придумывайте ситуации, которые будут стимулировать малыша к произношению слов. Например, во время обеда дайте карапузу тарелку с супом без ложки.
Совет 8- Уберите соску! Логопеды против таких искусственно созданных приспособлений, потому что дети, которые сосут соску, как правило, начинают говорить позже.
Совет 9- Развивайте дыхание ребёнка. Выдувайте мыльные пузыри, надувайте шарики, играйте на дудочке, сдувайте с ручки ватные диски, трубочкой из под сока делайте «бурю в стакане», задувайте свечи. На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.тПриучите малыша пить жидкость из трубочки, это укрепит мышцы рта, ведь для произнесения многих согласных звуков ( нужно уметь делать достаточно сильный выдох.
Совет 10- Сшейте «волшебный мешочек». Возьмите яркий небольшой мешок и положить несколько игрушек-зверушек и, доставая их по одной, показывать только голову, предлагая ребенку назвать животное. Не забывайте о прилагательных, важно описывать не только кто и что сделал, но и как он выглядит, ведь описания делают язык богаче, а истории увлекательнее.
Совет 11-Вспомните пальчиковые игры. Всем знакомая «Сорока-ворона» подойдёт как нельзя лучше.
Совет 12- Соединяйте речь с движением. Используйте для этого детские потешки. Например, утром, когда будите малыша, проговорите ему: «Тяги-тяги потягуши. Потягуши- порастуши по моей Настюше (по моему Владюше)», при этом, поглаживая ритмично дитя по ручкам и ножкам. Хорошо для это цели использовать песни Железновой. Подойдут также «Ладушки» и другие стихи и прибаутки. Когда ребёнок чувствует тактильный контакт, у него возникает доверие , ощущение защищённости и комфорта. Не забывайте о «Законе объятий». Когда 4объятия нужны для выживания, 8- для здоровья, 12- для роста, развития и чувства собственного достоинства.
И помните, что научить ребенка говорить – это кропотливый труд, но старания всегда вознаграждаются. Запаситесь терпением! Лучше всего ребёнку поможет ваша любовь, принятие его индивидуального ритма развития ребёнка.
Занимайтесь вместе, с удовольствием и обнимайтесь чаще!
Логопед Ишметова М.А.